Все юные футболисты и тренеры футбольной школы Николая Мурашко сейчас находятся в отпуске. Но мы решили пообщаться с главным тренером 2002 и 2007 годов рождения Дмитрием Короткевичем. Дмитрий рассказал о том, как он планирует тренировочный процесс и об основных моментах своей работы.

— Дмитрий, как Вы планируете свою работу?

— Я планирую свою работу от общего к частному. Подготовительный период на 12 недель – месяц – неделя – день. Такой подход позволяет дольше удерживать команду в хорошем физическом состоянии и иметь четкое понимание того, что ты как тренер хочешь увидеть. В связи с переносами игр или выявлением системных ошибок у игроков, план может корректироваться. И эффективное использование тренировочных планов, их результативность невозможна (или чрезвычайно затруднена) без применения новейших научных и компьютерных технологий. В нашей школе мы используем различные программы по обработке видеоматериала Edius, Adobe Premiere Pro, датчики сердечных сокращений Polar V800 и RX400, и аналитическую систему Instat.

План подготовки на 12 недель выглядит как скелет, который потом подробно расписывается в месячном плане, а затем, в недельном.

Так как мы не готовимся непосредственно к играм, а занимаемся процессом обучения, то на конкретную неделю мы ставим основную техническую и тактическую задачу. Фундаментом для всего этого являются физические качества и механизм энергообеспечения. И всю неделю концентрируем внимание только на этой задаче.

Наполнение же плана-конспекта упражнениями на конкретную тренировку определяется избранной моделью игры и соперником, с которым предстоит встречаться. Для нашей школы мы выбрали систему игры 4-3-3 в атаке, и систему 4-4-2 в обороне. Система 4-3-3 имеет ряд преимуществ. Например, то, что все игроки идеально расположены в своих позициях, и это позволяет нам строить большое кол-во треугольников и ромбов.

Для лучшего закрепления материала на эту тему мы проводим теоретическое занятие. Для этого у нас есть специальная аудитория с проектором.

ФШМ Минск

И только после этого «пишем контрольную работу» Контрольная работа для нас — это игра. В игре мы видим, как закреплен пройденный материал, что получилось и над чем еще необходимо поработать. На игру всегда ставится определенная задача, которую мы и требуем строго выполнять. Например, в прошлом году мы активно работали над началом атак и контролем мяча защитниками. Наш вратарь набирал за игру примерно 40 передач в сложнейших игровых ситуациях, а защитники по 60-70 передач. Соперник понимал это и прессинговал нас. А нашим игрокам была поставлена задача выходить из-под прессинга только за счет коротких и средних передач.

В результате этого много игр проиграли. Но проигрыш ли это? Мы гнули свою линию, не обращая внимания на итоговый счет на табло и разговоры за спиной. Теперь наши защитники и вратарь играют всего лишь на 20% брака, а в следующем Чемпионате, через пару месяцев, мы обыграли эти команды с большим преимуществом и контролем мяча в нашу пользу.

Контроль мяча

— Над чем планируете работать в новом сезоне?

— Мы время от времени возвращаемся к пройденным темам для закрепления. Но больше мы планируем поработать в новом сезоне со старшими над завершением атак, групповыми действиями в обороне и контратакой. А с младшими – над контролем мяча и ударами. Сейчас мы находимся со старшей командой на этапе узкой специализации. Я больше концентрируюсь на игре в атаке, а наш 2-й тренер на игре в обороне. Один раз в неделю у нас проходят групповые занятия по психологии с нашим психологом. Соответственно, с вратарями у нас так же есть отдельный тренер. Игроков мы планируем делить на группы и объяснять мелкие нюансы.

— Как составляется конспект на тренировку?

— Конспект тренировки – это расшифровка дня. Перед каждой тренировкой я отправляю конспект нашим тренерам и методисту по email. Если у методиста нет к конспекту замечаний по величине нагрузки, паузам для отдыха, и т.д., то мы по этому конспекту проводим занятие. Мой конспект представляет собой таблицу в Word и лист в блокноте, который я беру с собой на тренировку, исписанный и разрисованный с двух сторон. В нем указывается время и дата занятия, задачи, механизмы энергообеспечения, величина нагрузки, количество занимающихся, применяемые упражнения, их дозировка (количество минут) и общие методические указания. Из-за большого числа рисуемых игровых схем на составление такого плана уходит иногда до нескольких часов. Планирование имеет очень большое значение. Оно позволяет анализировать проделанную работу и избегать однотипности в работе. Мы почти никогда не повторяемся в упражнениях, постоянно их меняя, что развивает способность адаптироваться к разным ситуациям на поле. Наши игроки идут на тренировку с удовольствием, заранее не зная, что на ней будет.

— В разговоре Вы упомянули датчики сердечных сокращений Polar и аналитическую систему Instat. Что это такое и как работает?

— Polar — это фирма производитель датчиков сердечных сокращений. На грудь, в область сердца, одевается датчик, который считывает каждый удар сердца и передает информацию на часы, которые одеваются на руку. В процессе тренировки мы оцениваем в каком состоянии находится игрок, когда можно начинать следующее упражнение, сколько сделать паузу для восстановления и т.д. После тренировки мы сбрасываем расшифрованную информацию на компьютер и видим в каких зонах ЧСС находился игрок, какую величину нагрузки на самом деле он получил, какое время восстановления ему необходимо от проделанной работы.

Иногда бывает такое, что мы планируем среднюю величину нагрузки, а получаем в итоге большую. Тогда нам приходится корректировать предстоящую работу. Также там есть несколько тестов на определение максимального ЧСС, максимального потребления кислорода, оценки текущего физического состояния и т.д. Благодаря системе Polar в нашей команде после тяжелого сезона все игроки без проблем прошли медосмотр. Врач, который проводил медосмотр, был просто удивлен, что у всех наших игроков был высокий уровень выносливости и никаких противопоказаний по сердцу. Причем, медосмотр мы проходили перед отпуском после тяжелой работы, а не после отпуска. А рядом лежали сплошные недопуски по сердцу хоккейной команды.

Иногда родители спрашивают, можно ли тренироваться чаще, как в некоторых других школах. Здесь важно понимать, что не количество тренировок влияет на положительный результат, а их качество. Принцип «Больше = лучше» не подходит. Мы тренируемся меньше, но качественней. Нам надо выпустить игроков здоровых и обученных. После некоторой работы срок восстановления 32 часа и даже 48. Как поставить тренировку через 22 часа после окончания предыдущей? Проводить тренировку выматывая детей? Да, за счет «натасканности» сегодня результат будет лучше, а что на выходе? А на выходе может получиться так, что у ребенка из-за перетренированности истощен ресурс здоровья.

А мы даем детям возможность отдохнуть, восстановиться эмоционально, подтянуть успеваемость в школе. В каждой тренировке мы требуем от игроков максимальных усилий. И с меньшим количеством тренировок мы выглядим, как минимум, не хуже других школ. Что и подтверждают отчеты по играм Instat. Например, по контролю мяча с сильнейшими соперниками Минска в среднем мы имеем превосходство 57%-43%. Я не представляю свою работу без Polar. Как можно посчитать, например, 16000 ударов сердца за 1.5 часа? На каком пульсе выполняется работа в основной части упражнения и когда игрок восстановиться, чтобы начинать новое упражнение?

— С Polar все понятно, а что такое Instat?

— Instat — это аналитическая программа, которая дает полную и объективную информацию о матче, в целом, и об игроке, в частности. Мы снимаем видео нашей игры и отправляем в Москву в офис Instat. Там специалисты полностью анализируют нашу игру и высылают нам подробный отчет о нашей команде и игроках, и о сопернике.

С Instat работают у нас в стране только несколько клубов высшей лиги — Динамо, БАТЭ, Шахтер, Крумкачы и т.д. Также наши игроки попадают во всемирную систему данных InstatScout, где их могут просматривать, оценивать и приглашать в свои клубы, все агенты и скауты, у которых есть подписка к этой системе. Также там есть информация почти по всем командам мира. С подробными видео материалами атак, голов, игры при стандартах, игры в обороне и т.д. Это позволяет быть в курсе того, как и куда развивается и двигается современный футбол.

— И куда же двигается современный футбол?

— Сейчас футбол находится на 4-й стадии развития. До этого была эра только техники 50-60-е годы. Доминировала Бразилия. Затем, в ответ Бразильцам на их техничный футбол, стали активно развивать физические качества 70-80-е годы СССР и ГДР. Затем тактика 90-2000-е. Зонные перестроения Ариго Сакки. Доминировала Италия. В ответ на футбол Сакки пришла Tiki Taka Барселоны. Это 4-я стадия развития футбола. Сейчас игроки хорошо развиты физически, имеют устойчивую психологию, хорошо обучены технически, и самое главное, способны самостоятельно принимать тактические решения. За игру иногда меняется 3-4 тактические схемы. Тренер не всегда может докричаться до игроков, и им приходится моментально отвечать на изменение тактических ходов соперника. Команда поднимает нескольких игроков в атаку, а вторая команда сразу же отвечает контрмерами. Опустили игрока в середину поля, и соперник тут же ответил. Перестроились в позиционную оборону, значит соперник заигрывает фланг и быстро делает разворот с проникновением через другой или смещает оборонительный блок в нужном ему направлении и т.д. В современном футболе уже никто не играет как получится.

— Как же добиваться того, чтобы наши игроки соответствовали требованиям современного мирового футбола?

— Мы всегда в своих тренировках решаем три задачи: физическая, техническая, тактическая. И накрываем все это психологией. А именно, поддерживаем детей, не кричим на них, уважаем их решения, давая возможность на ошибку, проводим занятия с психологом. Для нас очень важен интеллект. Даже когда хотим развить физическое качество, то делаем это через мяч, выдернув упражнение из игры, чтобы не ломать тактическую составляющую. Мы применяем только игровые упражнения в тренировке, заставляя игроков постоянно думать на поле. В случае ошибки игрока, мы останавливаем тренировку и задаем ему вопрос. Почему ты поступил так, а не иначе? Или объясняем ошибку для всей команды. Так же, мы контролируем успеваемость наших детей в школе, а с этого года будем проводить тренировки на английском и немецком языках. Для того, чтобы наши игроки попадали в европейские команды и у них не было проблем с адаптацией. Ведь мы работаем с целью выпуска игроков в Европейские команды. Вот почему и цифры на табло в конце игр для нас не очень важны. Да, мы всегда играем на победу, но не любой ценой. Например, в игре Чемпионата г. Минска U14 мы играли с очень сильной командой «ФК Минск-1» Игра закончилась со счетом 0-0. В итоге и мы, и соперник создали мало моментов у чужих ворот. Причем, те моменты, которые создавались, были примитивно просты. От защитника длинная передача на нападающего. Тот, за счет своего физического превосходства, убежал и создал момент. В итоге, игра сыграна, защитники отбирать мяч не научились, нападающие ничего не создали. Голов нет, болельщикам не интересно. В чем развитие у детей? Или противоположная ситуация. Игра того же чемпионата с Динамо Минск. Да, мы проиграли 2-8. Но осознанно пошли на этот риск. Заставили защитников обороняться малой группой, а впереди создавать моменты. Причем, в оборону специально поставили атакующего игрока, который не очень умеет играть в отборе, с целью его обучения в этом компоненте и дальнейшего развития. Да, команда и тренер проиграли, а игроки выросли. Только вот в чем вопрос, а что для нас важнее, собственные амбиции или игроки? Для нас ответ очевиден.

— Какой вопрос вам задают чаще других?

— Какие перспективы развития у школы?

— И какие же?

— Прежде всего, мы планируем участие в Лицензировании Чемпионата РБ старшим возрастом. Сейчас это 2002г.р. 2006 г.р. с этого года начнет участие в Чемпионате Минска. Остальные команды будут получать игровую практику в различных турнирах. Наша главная цель — подготовка игроков, интересных европейским академиям, школам. Мы уже активно работаем в этом направлении, чтобы после 16 лет лет наши лучшие воспитанники переходили в структуры европейских клубов, и, впоследствии, этот процесс стал постоянным для всех наших команд по достижении игроками возраста, с которого их уже могут взять в качестве легионера.

Источник: Официальный сайт ФШМ

Войти, чтобы оставить комментарий
3 Темы
0 Ответы
0 Читают
 
Лучший комментарий
Горячая тема
3 Авторы
Лора_СветлаяAlexLasan Diara Последние 5
свежие с начала популярные
Lasan Diara
Гость
Lasan Diara

Достойно уважения. Посмотрим как у них дальше пойдет… Но уже сейчас от многих родителей слышно что не против в фшм перейти из других команд

Alex
Гость
Alex

Молодцы ФШМ! Я не думал что тренерская работа такая сложная. Удачи школе, тренерам и детям!!!

Лора_Светлая
Гость
Лора_Светлая

Подход к делу в команде ФШМ импонирует. Не случайно многие родители уже посматривают в сторону этого клуба. От своих «крутых» вечно орущих матом супер тренеров. Ладно бы просто орали, так еще и оскорбляют. Ребенок выходит с поля со слезами на глазах. А тут кто-то предложил совсем другое отношение к детям. А тренировки на разных языках — это вообще какое-то ноу хау. Успехов Вам, Дмитрий лично и вашей команде.