Мнение современного общества таково, что умных спортсменов, а уж тем более футболистов, не бывает. Мол, когда им учиться, если всё время занято тренировками? Однако реальность совсем иная. Причём стремление к образованию развивается уже с юных лет. Насколько тяжело совмещать учёбу в школе с футболом? Какая связь между оценками и мастерством на поле? И любят ли подрастающие игроки книги? Об этом в первый месяц учебного года мы поговорили с тренером-преподавателем СДЮШОР ФК «Минск» Евгением Шпаковым.

— Сентябрь — один из самых важных месяцев для детей, которые учатся в школе. Юные футболисты в этом плане — не исключение?

— Я думаю, что сентябрь еще более важен для футболистов, спортсменов, чем для обычных школьников. Потому что приходится совмещать активную, физическую и умственную деятельность. Плюс возросло количество информации, которое преподносится детям на уроках. И все это тяжело совмещать и оставаться в тонусе во всех планах.

— Как сами юные футболисты относятся к школе?

— Сейчас немного поменялось отношение к учебе. Раньше было понимание общественности, что спортсмены не сильно умные, потому что много времени тратят на тренировки. Однако нынешнее поколение уже с юного возраста задумывается, что учеба важна. Я постоянно интересуюсь успеваемостью в школе своих воспитанников и вижу, что они стараются и могут совмещать школу и тренировки. Это радует.


— А насколько приемлемо для детского тренера следить за оценками ребят?

— Наверное, это зависит от личностных качеств наставника. У меня всегда удавалось совмещать учебу и тренировки. Пусть школу с золотой медалью не закончил, но средний балл достаточно неплохой. Вот и сейчас стремлюсь объяснить детям, что спортсмен — это не только тот, который быстро бежит, высоко прыгает, но и человек, который должен быть умным, чтобы выражать свои мысли, отдавать отчет своим поступкам. Постоянно говорю ребятам, что занятия спортом — это не повод забрасывать учебу.

— Вы можете проверить дневник?

— Безусловно. И удалось договориться с родителями насчет того, что если ребята не успевают по учебе, они могут быть на какое-то время отстранены от тренировок. Дети должны понимать, что у них есть обязательства и ответственность.

— Как сами дети реагируют на такие меры?

— Естественно, где-то пытаются схитрить, сказать, что все хорошо. Но при помощи родителей узнаем правду.

— Когда объясняете важность образования для футболиста, приводите какие-то примеры? Например, тот же Сергей Семак, тренер «Зенита», закончил школу с золотой медалью. Виталий Родионов, спортивный директор БАТЭ, имеет два высших образования.

— В лет 10-11 найти мотивацию для детей несложно. И наблюдается динамика, что ребята, которые лучше учатся, преуспевают в футболе. Не секрет, что многие юные футболисты мечтают играть в западных чемпионатах. И в этой связи легко объяснить, что в других странах без знания английского языка ничего не получится. Приводишь примеры, что какие-то российские футболисты приезжают на Запад, но не могут прижиться, потому что не знают английского. Дети смотрят на это и уже задумываются, меняют свое отношение к учебе.

— Вы тренируете детей 2007 года рождения. Сколько времени должна занимать учеба, а сколько — футбол?

— Сейчас возникла большая проблема в связи с тем, что начало учебных занятий перенесли на час позже, чтобы дети высыпались. Однако при этом появилась новая проблема — как успеть на тренировки. У большинства школьников занятия заканчиваются в три часа, а футбол начинается уже в четыре. Вот и попробуй все совместить… А нужно заниматься пять раз в неделю по два-три часа.

— На какие-то уступки можете пойти в связи с такой загруженностью?

— Безусловно. Понимаем, что помимо школы и тренировок у ребят есть еще занятия у репетиторов, какие-то кружки. И свободного времени у детей практически не остается.

— Не будет ли потеряно детство?

— Да, согласен, много рассуждал об этом. Спортсмены часть дня проводят в школе, потом идут на тренировки. И у них не остается времени на общение со сверстниками. Но тут важно отметить один момент. Я в своем детстве любую свободную минуту проводил на улице, с друзьями. Сейчас же дети предпочитают это время просиживать за компьютерами. Поэтому, если их улица не привлекает, пускай ребята будут терять свое детство на тренировках.

— В возрасте 10—13 лет дети частенько подкалывают отличников, где-то даже могут издеваться над ними, называя ботанами, заучками. Среди ваших воспитанников такой момент наблюдается?

— Вы знаете, о таком можно было говорить в прошлом. Сейчас же ребята, которые успевают и в футболе, и в учебе, этим гордятся, их уважают сверстники. Раньше футболисты предпочитали на первое место ставить только спорт, гордились своим достижениями на поле. Сейчас же наблюдается такая тенденция, что юные спортсмены хотят быть в первую очередь умными, образованными, а потом уже реализовывать себя на тренировках и в играх.

— Когда вы в последний раз видели своих подопечных с книгой?

— Буквально на днях. Один из малышей живет на улице Маяковского, и я иногда подвожу его с собой. Он ни минуты не тратит, каждый раз сидит сзади и что-то читает. Или учебник по географии, или по английскому.

Евгений Шпаков

— А я имею в виду художественную литературу.

— Не видел давно, если честно. Но когда мы ездили летом в загородный лагерь, я просил родителей, чтобы они давали своим детям с собой книги. Хотя при этом понимал, что придется ребят заставлять читать. Что в итоге получилось? Некоторые даже не открыли книги, а кто-то все-таки читал. Так что не все плохо.

— А что касается культурных мероприятий? Насколько часто тренер должен ходить со своими подопечными в те же музеи?

— Уверен, что в этом плане обязательно должен быть какой-то контакт. В мою бытность, когда я занимался футбол, тренер для нас был исключительно тренером, который будет учить нас играть. И это создавало определенный барьер. Сейчас же я стараюсь найти возможность сходить с детьми в зоопарк, в кино, в музей. Благодаря этому ребята сближаются и между собой, и с тренером. И, как мне кажется, чисто человеческие отношения для них сейчас очень важны.

— Вы спрашивали у своих подопечных, какое образование они хотят получить?

— Нет, не интересовался. Но на вопрос «кем ты хочешь стать», нет однозначного ответа «футболистом». В нашем детстве все на тренировках говорили, что свое будущее связывают только с футболом. Сейчас же ребята понимают, что их спортивная карьера может не получиться, поэтому нужно быть разносторонней личностью. Тем более в век развития информационных технологий.

— Насколько я знаю, вы еще сам и учитесь?

— Да, в аспирантуре БГУФК.

— И вы наверняка знакомы с такой практикой, когда преподаватели идут на уступки спортсменам, закрывают глаза на их неподготовленность и ставят зачеты просто так. Как вы к этому относитесь?

— Уже давно ходят разговоры по поводу того, что для спортсменов нужно вводить дистанционное обучение. Только никак не может это воплотиться в жизнь. Поэтому сейчас дети, занимающиеся спортом, поступают в университет и рассчитывают на какую-то свободу в плане обучения, ведь у них тренировки, соревнования… В итоге человек забывает о том, для чего он пришел в ВУЗ. Годы обучения проходят бесследно, преподаватели просто так ставят оценки и зачеты. И чему может научить потом человек, который таким образом пройдет обучение?

— Дети-спортсмены и дети, не занимающиеся спортом, должны быть в равных условиях в плане оценки и получения образования?

— Мне кажется, должны быть определенные уступки спортсменам. Если говорить о юношах, то немаловажен вопрос армии. Ведь как получается? Парень отдает много времени спорту, не поступает в университет и уходит служить. Когда наступает переходный период из юношеского футбола во взрослый, потеря даже нескольких месяцев для ребят чревата. Из-за этого зачастую приходится завершать карьеру. Если же парень поступает в вуз, приходится разрываться. С горем пополам получает диплом. И при этом не достигает значимых результатов в футболе. Поэтому важно найти какой-то компромисс.

— Юрий Мархель как-то говорил: «Футбол футболом, но образование должно быть на первом месте». Согласны с ним?

— Полностью поддержать такое мнение сложно. Просто есть вещи в жизни, которые нельзя разделять и ставить на первое-второе места. Мне кажется, если чаша весов склоняется больше или в сторону учебы, или в сторону спорта, это не есть хорошо. Все должно быть в меру. Современные дети, мне кажется, способны и хорошо учиться, и при этом быть неплохими спортсменами. Шутки о том, что атлеты — бездари, уходят в историю. Нынешнее поколение спортсменов — это умные и образованные люди.

— Образованные или умные? Ведь это разные понятия.

— Ребята, которые ходят только в школу, получают знания из учебников, от учителей, так или иначе в итоге становятся образованными. А ребята, у которых кругозор шире за счет занятий спортом, поездок на различные соревнования, становятся именно умными. И у них большая фора перед сверстниками, которые свое время посвящают лишь учебникам.

Войти, чтобы оставить комментарий
1 Темы
0 Ответы
1 Читают
 
Лучший комментарий
Горячая тема
1 Авторы
Феофан Последние 5
свежие с начала популярные
Феофан
Участник

«..А нужно заниматься пять раз в неделю по два-три часа…»

Вместо комментария хочу спросить: Вы в своем уме? В аспирантуре БГУФКа не говорят, что нужно трениться 7 раз в неделю и по четыре часа? Там знают, что еще чемпионат, турниры, сборы?

https://vk.com/video68061569_456239156

П.С. Не вью, а сплошная вода. Читают сейчас (особенно среди 11-летних) единицы. А худлитературу — 0,1.