Этот футболист и тренер знаком многим любителям белорусского футбола. В 2004 году в составе минского «Динамо» в качестве игрока Сергей Павлюкович становился чемпионом страны, после четыре раза завоевывал серебряные медали. Переехав в Азербайджан, получил звание чемпиона и обладателя Кубка страны. После окончания игровой карьеры в роли тренера и генерального директора трудился в столичном «Динамо», входил в штаб в «Крумкачах». А вот после этого судьба подготовила специалисту новый поворот — возможность передать свой опыт подрастающему поколению футболистов, занимающихся в ФШМ «Минск». По просьбе footbik.by Сергей Павлюкович рассказал об этом этапе, влиянии родителей на юных спортсменов, их самостоятельности и почему при переходе во взрослый футбол часто затухают настоящие звезды.


— В отличие от многих тренеров, которые начинали с детско-юношеского футбола, у вас несколько иная ситуация. Вы сначала тренировали опытных игроков, потом работали с детьми, а сейчас снова вернулись к профессионалам. Как проходила, скажем так, акклиматизация?

— Я бы сказал, что у меня случай типичный и нетипичный одновременно. Когда футболист заканчивает карьеру, ему ближе взрослый спорт, потому что он в нем уже долгое время, многое знает. А вот что необычно, так это мой переход от работы со взрослыми к детям. На какое-то время я выпал из обоймы тренеров, занимался другими обязанностями, но постепенно понял, что мне хочется снова окунуться в сферу, которую люблю. А дети — это очень интересный участок, где реально можно понять, почему взрослые футболисты такие, а не другие. Основа спортсмена ведь, как известно, закладывается в детстве. И мне было интересно узнать, как это происходит. Приходилось в какой-то степени перенастраивать себя. Менял требования, взгляды на футбол, отношения к игрокам, к себе. Также пришлось работать с родителями, которые составляют немаловажную часть детско-юношеского футбола.

— Вы сказали, что поняли, почему игроки такие, а не другие. А какие?

— Тренеру взрослой команды хотелось бы, чтобы к нему приходил молодой футболист, который все умеет, все знает. Или по крайней мере имел все то, что закладывается в детско-юношеском спорте. А остальное (тактика, мужская борьба) тренер даст во взрослой команде. На деле же получается, что у молодежи есть существенные пробелы и в технике, и в тактике. И самое главное — вопросы касательно отношения ребят к футболу. Хочется, чтобы игрок обладал набором технических и тактических навыков, физически мог переносить нагрузку и ментально был готов к взрослому футболу.

— Какой возраст самый важный или даже опасный при переходе во взрослый футбол?

— Чтобы было более понятно, давайте сравним детский футбол с общеобразовательной школой. 11-й класс — это 16-17 лет. Когда заканчивается обучение, молодой человек должен поступать в ВУЗ (то есть переходить во взрослый футбол), на этом стыке самая большой процент потерь игроков. Почему так происходит? Масса причин, найти точный ответ на вопрос тяжело, как и определить эффективную формулу, чтобы улучшить ситуацию.

Сергей ПавлюковичВозьмем такой пример. Ребенок учится в школе, получает хорошие отметки на начальном этапе и, скорее всего, к выпускному классу хорошистом и придет. Если троечник изначально был не самым успевающим в классе, то он таковым наверняка останется до конца обучения. Но в чем суть и проблема? Хорошист или даже отличник привык, что он все время самый лучший, получает хорошие отметки. Для него «двойка» равносильна трагедии. Такая же ситуация и в детско-юношеском футболе. Те ребята, которые всю жизнь получают кубки, медали, выигрывают соревнования, у них в голове живет мысль, что они лучшие, сильнее их никого нет. Но когда происходит переход во взрослый футбол, возникают проблемы. Ведь парень настраивается, что и на новом уровне его должны хвалить, что он должен быть лучшим, как и раньше. Но — смена обстановки, нужно все делать с чистого листа, доказывать, работать. И если футболиста постигает одна неудача, вторая, он начинает понимать, что что-то не так. И, главное, если парень был готов к такому развитию событий, постепенно все наладится, он станет игроком основного состава. Если же футболист не готов к подобному давлению, к этим неудачам, появятся сомнения, стоит ли заниматься спортом. Появятся какие-то вещи, отвлекающие от футбола. И если поддаться всем этим соблазнам, можно легко завершить карьеру, так ее толком и не начав.

Так что при переходе во взрослый футбол изначально нужно быть готовым к определенным трудностям и неудачам. Понимать, что к тебе будут относиться уже не как к ребенку, что нужно будет выдерживать конкуренцию у таких же парней, а то и старше. Если сможешь преодолеть все трудности, тогда все получится.

— А также быть готовым к большей самостоятельности.

— Именно. И вот тут важно рассказать о влиянии родителей на подрастающих спортсменов. Каждый родитель хочет сделать своему ребенку как можно лучше (привозит на тренировку, забирает, вещи стирает, бутсы покупает как можно лучше). Понятно, от этого никуда не уйдешь. Но есть родители, которые больше, чем ребенок, хотят, чтобы он стал спортсменом, футболистом в частности. И парнишка подвержен давлению, может быть, в душе сомневается, сопротивляется, желания заниматься нет, а родители постоянно давят на него, заставляют тренироваться. И вот, при переходе во взрослый футбол, когда родителей нет рядом, ребенок уходит в сторону.
Есть еще одна категория родителей. Которые помогают, смотрят за прогрессом своего чада со стороны, не стоят возле бровки, не командуют ребенком. И получается, что все трудности подрастающий игрок старается решать сам, думает сам. При переходе во взрослый футбол самостоятельно справляться с трудностями ему будет намного проще.

Вот раньше ведь как было? Дворовой футбол, когда дети выбегали на улицу, играли сами себе, в свое удовольствие, родители не командовали, куда бежать, как бить. В итоге во взрослом футболе таким спортсменам было полегче.

— Как-то мне один из маленьких футболистов рассказывал о своих целях. Он хотел в будущем играть в европейской команде и зарабатывать много денег. Но ведь деньги — это изначально неправильная цель, если она стоит во главе угла?

— Во-первых, если у ребенка в принципе есть цель — это уже очень хорошо. Когда я работал с дублирующим составом минского «Динамо», всегда ребятам говорил: «У вас закончился детский футбол, юношеский, сейчас наступает время взрослого спорта. И поэтому каждый из вас должен поставить перед собой цель. Пускай у одного это будет цель попадать в основной состав, у другого — премиальные, у третьего — чтобы родители приходили на трибуны и поддерживали. Разные могут быть цели. Но ради них кладите на чашу весов всего себя». Задача тренера — понять, какие задачи преследует игрок, и планомерно помогать ему их достигать. Один не любит сидеть на лавке запасных, потому что он теряет в деньгах. Значит, ему нужно создать такие условия, чтобы он на финансы не обращал первоочередного внимания. Чтобы он, даже выходя на замену, приносил пользу команде, забивал, и получал такие же деньги, как игрок стартового состава.

— Но согласитесь, что если ребенок говорит, что его цель — благодаря футболу много зарабатывать, это изначально неверно. Для него футбол становится работой, которая со временем будет восприниматься лишь как средство заработка, а не как удовольствие. Чего тогда он добьется, если играет только для того, чтобы получать деньги?

— Мне трудно об этом судить, если честно. В моем детстве была цель — играть в хорошей команде. А деньги большой роли не играли. Есть — хорошо, нет — нужно пахать, тогда будешь и в составе, и с хорошей зарплатой. Так что судить в этом плане о сегодняшнем поколении мне тяжеловато.

— Когда вы работали детским тренером, какие цели ставили перед собой ваши подопечные?

— Я пытался их нацелить на то, что, во-первых, каждый из них должен состояться как личность. Во-вторых, занимаясь тяжелой работой, они должны полностью ей отдаваться, чтобы потом, когда они закончат карьеру, была возможность оглянуться назад и не испытывать чувства стыда. А сказать: «Да, я достиг всего, чего мог». Поэтому я старался сделать так, чтобы мои подопечные шли на тренировки с желанием стать лучше. Пусть на чуть-чуть, но каждый день лучше. Причем в любом аспекте: в физических качествах, в тактике, технике.

— А с кем, кстати, легче работать — с детьми или взрослыми?

— Конечно, со взрослыми. Начинать всегда тяжело, чем продолжать чье-то дело. Когда ребенок только появился на свет, мы говорим, что, вот, мол, бедные родители. Им нужно будет учить свое чадо ходить, говорить, кушать. А взрослые уже все это умеют.

— Хотели бы вернуться на должность детского тренера?

— Вы знаете, я хотел бы как можно дольше быть в футболе. Работал и с детьми, и с профессионалами. Главное, что мне комфортно в самом футболе. А кого тренировать и когда — это уже покажет время.

Войти, чтобы оставить комментарий