Три проблемы детско-юношеского футбола прямо сейчас и способы их решения

Дом футбола

Месяц назад в АБФФ сменилось руководство. В своей предвыборной программе нынешний председатель Владимир Базанов уделил особое внимание развитию детско-юношеского футбола. Мы попытались разобраться, какие проблемы и как предстоит решить в первую очередь.

Инфраструктура

Что уж говорить про всю страну, если в её столице Минске всего три школы имеют собственные поля для подготовки футболистов. Это футбольный клуб «Минск», РЦОР БГУ и футбольная школа Николая Мурашко. Вскоре к ним присоединится минское «Динамо». Остальные вынуждены довольствоваться дорогой арендой, скитаясь по районам города. Футбольные школы в Беларуси, по сути, не являются инструментом для зарабатывания денег, поэтому не могут позволить себе арендовать дорогие стадионы, полностью закрывая свою потребность в полях для тренировочного и соревновательного процессов.

В этой связи глотком свежего воздуха обещает стать реализация программы «Школьный стадион», инициированная Юрием Вергейчиком на совещании у Президента Республики Беларусь 18 декабря 2018 года. В настоящее время программа прошла все согласования и, скорее всего, будет реализована Мингорисполкомом и АБФФ.

Для тех, кто не в курсе дела напомним, программа предусматривает строительство по одному футбольному полю в каждом из 9-ти районов города Минска и организации на базе этих полей футбольных центров. В докладе Юрия Васильевича очерчена стратегия функционирования этих центров. Если упрощенно, то в учебное время в первой половине дня там должен активно продвигаться массовый футбол, а после окончания школьных занятий — профессиональный. Выходные дни — соревновательные. Тренеры средних школ, на территории которых будут возведены эти центры, должны пройти обучение на категорию D в техническом центре АБФФ.

Здесь вырисовывается первая проблема на перспективу. Как юридически будут оформлены отношения между сторонами? Не возникнет ли такой ситуации, при которой директор средней школы на свое усмотрение будет распоряжаться временем использования этого поля, а тренеры специализированных детско-юношеских школ будут вынуждены ходить на поклон и выпрашивать часок-другой для того, чтобы провести тренировку. Конечно же, такое развитие событий необходимо предвидеть наперёд и документально закрепить то, что было предложено Вергейчиком в докладе.

Если этот опыт окажется положительным, программу необходимо масштабировать в рамках всей страны. Причем, реализовывать ее не только в областных и крупных районных центрах, но и в глубинке, откуда, как показывает практика, выходит немало профессиональных футболистов.

Ну, а пока мы вынуждены довольствоваться тем, что есть.

Квалификация тренерских кадров

Проблема очень насущная и по сути является корнем многих бед в нашем детско-юношеском футболе. Но у нее есть несколько граней.

Большинство детских тренеров, отучившись в специализированных спортивных высших учебных заведениях и пройдя тренерские курсы, прекращают на этом свое развитие. В тоже время не секрет, что для футбольного тренера наиважнейшим критерием роста является самообразование. Ни один ВУЗ не способен сделать из вас Гвардиолу, Клоппа и даже Гончаренко. Только познание и успешное внедрение новых систем и методик позволяет тренеру двигаться вперед и профессионально расти. А как это делать, если большинство наших тренеров элементарно не владеет английским языком? Как при этом можно почерпнуть для себя что-то новое и полезное извне? Между тем, вся самая прогрессивная и интересная информация находится в англоязычной литературе и публицистике. Так почему в программу подготовки тренеров не заложить обязательное изучение английского языка и сдачу экзаменов по нему?!

Но не стоит во всем винить лишь тренеров. Зачастую они прекращают профессиональный рост не по своей вине, а по воле обстоятельств, сформированных системой. По сути, тренер у нас выполняет роль не только футбольного наставника, он ещё и менеджер, специалист по физподготовке и спортивный директор. Он должен заботиться о том, где команда проведёт сегодня вечером тренировку, он должен думать о том, куда команда поедет в следующий раз на турнир, где, какого цвета и размера заказать форму для своих футболистов и т.д. Какую роль при этом выполнят ДЮСШ, нанимающие тренера на работу? В некоторых из них тренерам говорят прямым текстом: «От нас ничего не ждите, идите и сами создавайте себе условия». Вот он и создает, как может, хотя никто его этому не учил.

Ну, и наконец, самый важный аспект из-за которого большое число тренеров разочаровывается и профессионально не растет — это заработная плата. Уже много говорилось о том, что заработная плата тренера должна быть достойной, однако воз и ныне там. Те деньги, которые получают наши специалисты за свою работу (а это не только обучение футболу, но и воспитание детей), ни коим образом не способствуют появлению у них интереса к дальнейшему самосовершенствованию. Когда на первый план выходят материальные проблемы (им всем приходится кормить свои семьи), то, естественно, первоочередной задачей тренера является не воспитание классных футболистов, а заработок на безбедное существование. Отсюда все эти частые выезды на турниры за родительский счет, многие из которых не несут пользы футболистам, если не сказать больше, гробят их.

Работа ДЮСШ

Учитывая то, что у большинства детских футбольных школ Республики нет своей инфраструктуры, их можно назвать не специализированными заведениями по подготовке футболистов, а кружками по футболу. ДЮСШ, финансируемые профильными министерствами, либо вышестоящими структурными подразделениями, набирают детей и занимаются освоением средств, выделяемых якобы на подготовку спортсменов. Ни системы контроля того, сколько на выходе получилось футболистов, ни методов стимулирования увеличения их числа не существует. Зато есть, к примеру, программа оздоровления учащихся. Это такая фикция на бумаге, под которую также выделяются государственные деньги. Что за бред вообще, когда речь идет о подготовке профессиональных футболистов?

Многие наши ДЮСШ — это динозавры из далекого прошлого, у которых нет единой программы подготовки футболистов. Каждый тренер такой организации — виртуоз, музыкант-импровизатор, выступающий отдельно от оркестра. Порой тренировки и схемы, по которым играют команды одной ДЮСШ — это разные полюса одной планеты. Вы не увидите в них ничего общего, даже, если сильно присмотритесь.

Неправильно выстроенная вертикаль подчинения не дает ни единого шанса на то, что талантливые футболисты в этих школах будут появляться пачками, скорее наоборот, если кто-то один за 5-7 лет выстреливает, это считается успехом.

Каким видится очевидное решение этой проблемы? Кроме того, что школы находятся в подчинении ведомств, тех или иных республиканских организаций, все они должны быть завязаны на федерации футбола, либо республиканской, либо региональной, тем или иным образом входить в структуру этих федераций и подчиняться им в вопросах подготовки футболистов. Должна быть введена сертификация, либо лицензирование футбольных школ и, в обязательном порядке, вышестоящая структура в лице федерации футбола должна полностью контролировать спортивную составляющую этих школ. Если программа «Школьный стадион» будет реализована, то право распоряжения футбольными полями должно быть отдано АБФФ или региональной федерации футбола, которые будут предоставлять их в пользование ДЮСШ на конкурсной основе.

Как все изменить

Беглый анализ структуры АБФФ показывает, что из общего числа штатных работников федерации, так или иначе причастны к детско-юношескому футболу единицы. Причем, кто-то занимается этими вопросами косвенно, кто-то курирует массовый футбол (не равно детско-юношеский), а кто-то академию АБФФ. То есть, по сути, доля детско-юношеского футбола в главной федерации страны в пересчете на количество работников стремится ниже цифры в 5%. Между тем, новым председателем АБФФ Владимиром Базановым в его предвыборной программе конкретно озвучена задача развития детско-юношеского футбола.

«В результате анализа тенденций отечественного футбола последних лет можно сформулировать следующий вывод: основные резервы для прогресса нашего футбола находятся в области детско-юношеского и массового футбола. Считаю, что этим направлениям следует уделить особое внимание в ближайшем будущем.»

Особое внимание! Вопрос, кто это будет делать? Перераспределение обязанностей в структуре главной федерации страны вряд ли приведет к желаемому результату. Если сотрудники существующих департаментов будут отвлекаться на решение вопросов детско-юношеского футбола, кто тогда будет выполнять их основные функциональные обязанности, которых у каждого и так хоть отбавляй?

В этой ситуации можно пойти двумя путями.

Первый — интеграция в структуру АБФФ отдельного департамента детско-юношеского футбола и наделения его соответствующими полномочиями.

Второй — делегирование миссии по развитию детско-юношеского футбола региональным федерациям. Они, в принципе, и так обязаны заниматься этими вопросами, но в силу того, что являются общественными организациями, с небольшой численностью и откровенно слабым финансированием, просто не могут решать серьезные задачи.

И тот, и другой способ потребует финансовых затрат. Но иначе и быть не может, если мы все-таки решимся развивать детско-юношеский футбол не на словах, а на деле.

Войти, чтобы оставить комментарий
6 Темы
2 Ответы
4 Читают
 
Лучший комментарий
Горячая тема
4 Авторы
NedoAndre7Сергей КовалевВиктор Гончаренко Последние 5
свежие с начала популярные
Виктор Гончаренко
Участник

Согласно классификации, принятой во всем мире, детско-юношеский футбол делится на массовый и элитный. Как только юные футболисты доходят до этапа, когда можно считать, что они вплотную занялись подготовкой к становлению профессиональными футболистами, то этот момент и считается переходом из массового в элитный юношеский футбол. В разных странах это принято определять по-своему, но обычно это происходит в 14 лет. Поэтому нельзя утверждать, что люди, занятые в АБФФ развитием массового футбола, не имеют отношения к детско-юношескому футболу.

Теперь о самом главном. В федерации футбола есть технический департамент. Это название происходит не из-за того, что данный департамент отвечает за газонокосилки и прочую технику по уходу за полями. Его задача как раз в том и заключается, чтобы развивать детско-юношеский футбол. Это крупнейший департамент в федерации, который имеет в своем распоряжении не только самый большой штат сотрудников, но и располагает отдельным зданием. К слову, до 2011 года данный департамент назывался в АБФФ не иначе, как отделом развития детско-юношеского футбола. Переименование было произведено для того, чтобы соответствовать принятой во всем мире и определяемой ФИФА структуре и терминологии. В своем руководстве по работе технического департамента ФИФА четко описывает его роль. Во-первых, развитие массового футбола, чтобы предоставить возможность для занятий футболом как можно большему количеству людей. Во-вторых, образование тренеров, а именно организацию курсов и семинаров по подготовке специалистов согласно системе лицензирования тренеров (C, D, В, A и Pro). В-третьих, элитный футбол (мужской и женский), чтобы готовить будущее национального футбола за счет выявления и обучения талантливых юных игроков, улучшения стандартов национальных соревнований и усиления конкурентоспособности национальных сборных. В-четвертых, исследовательская деятельность, которая включает анализ текущего состояния национального футбола, а также разработку и реализацию стратегии его развития в будущем.

В этой связи нет абсолютно никакой необходимости в создании отдельного департамента детско-юношеского футбола в структуре АБФФ, поскольку он и так уже существует. А вот усиление роли региональных федераций в развитии детско-юношеского футбола действительно не помешало бы.

Виктор Гончаренко
Участник

Вы, Сергей, во многом очень правильно рассуждаете. Для успешного развития детско-юношеского футбола нужны четыре составляющие. 1-я — массовость. Например, в Германии футболом в возрасте до 12 лет занимается примерно 1200000 детей. Страшно даже представить эту цифру. Поэтому, осознавая наше отставание в этом аспекте, АБФФ за последние годы так много внимания уделяет развитию массового футбола.

2-я составляющая – система подготовки юных футболистов. Здесь все понятно. Для полноценного учебно-тренировочного процесса нужны квалифицированные специалисты. В системе подготовки тренеров на курсах обучения АБФФ за последние годы также произошли качественные изменения в лучшую сторону. Осталось только их продолжить. Вот только с единой методикой все гораздо сложнее. Поскольку это миф. Нигде в мире ее нет. Я тоже раньше так рассуждал, что где-то там за бугром, у буржуев, за семью печатями лежат талмуды, в которых подробно описано, как пачками готовить футболистов, пока в 2008 годе не побывал в Коверчиано. Там мне удалось повстречаться с директором по тренерскому образованию федерации футбола Италии, профессором Франко Феррари. И вот, в один из дней я подошел к нему весь восторженный, с открытым ртом и горящими глазами, в предвкушении того, что сейчас у меня будет возможность приоткрыть эту тайну и узнать, где же хранятся эти секретные методики. Я у него напрямую так и спросил, дескать, где же, сеньор Феррари, я могу подчерпнут эти знания, подскажите литературу, авторов и прочее. Он улыбнулся, посадил меня рядом с собой и ошарашил ответом. «Учти, мой юный друг, футбол – это не наука. Никогда не будет существовать единой методики, по которой можно будет безотказно, как на конвейере выпускать футболистов и готовить команды. Это в химии придумали Крекинг процесс и из нефти получают бензин. В футболе все по-другому. Ты представь себя доктором, у которого есть разные пациенты, которые больны одной и той же болезнью, еще есть огромный перечень лекарств. Разве можно разных пациентов лечить одинаково. Каждому из них ты должен подготовить свой курс лечения. Так и в футболе. Нельзя по одной формуле готовить разные команды. Работа футбольного тренера – это творческий процесс. Например, у нас в Италии мы относимся к Арриго Сакки, как к божеству. Даже футбол делим до эпохи Сакки и после нее. Этот человек всегда был открыт, позволял посещать свои тренировки, конспектировать их, подробно объяснял свои подходы, но ни у кого по этим конспектам не получилось добиться чего-либо подобного. Поэтому, запомни и никогда слепо не пользуйся чужими методиками, а находи свой путь. Более того, учти, что не методики и упражнения обучают игроков, это делают тренеры. У грамотного специалиста будут работать простые упражнения, а неквалифицированному не помогут и методики Ювентуса». Поэтому наивно надеяться, что кто-то напишет единую программу подготовки для всех школ и наш футбол наводнят талантливые выпускники. Безусловно, методические программы нужны, но они должны носить рекомендательный характер, описывать цели, задачи, систему и принципы подготовки, методические подходы и примерные средства, но не являться пошаговой инструкцией, как это у нас зачастую представляют. Однако, во-первых, такие пособия давно написаны у нас и за рубежом, причем переведены и доступны для всех специалистов. Во-вторых, как отмечал Франко Феррари они не работают без наличия грамотных тренеров. Поэтому, гораздо важнее быстрее готовить хороших специалистов, тогда и произойдет качественный скачек в нашем футболе.

3-я составляющая это, безусловно, инфраструктура и материально-техническая база. Здесь тоже все предельно понятно. Федерация постоянно вносит свою лепту. Строились мини-площадки и искусственные поля. Сейчас успешно реализуется программа по вводу воздухопорных футбольных манежей в каждой области. Будут и другие программы. Как это ни банально, но понятно, что на все это нужны средства, средства и еще раз средства. Когда в нашем футболе появятся солидные деньги, тогда этот аспект и улучшится кардинальным образом.

4-я составляющая это система соревнований. Здесь, действительно, нужны огромные изменения, но в большей степени они касаются областей. В Минске есть первенство города, а вот региональных соревнований не хватает. В этом вопросе и нужно усиление роли областных федераций.

В заключение, хочу привести слова нашего куратора из УЕФА Жана-Франсуа Домерга, который во время пресс-конференции чуть больше года назад, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что постоянно удивляется нашей нетерпимости. В его понимании мы сделали очень важные шаги, но хотим получить от них сиюминутный результат, а так не бывает. Например, во Франции они сделали эти шаги в семидесятые годы прошлого века, а результат получили только двадцать пять лет спустя. Еще привел в пример Исландию, которая запустила государственную программу развития футбола, а успехи от нее получила только через пятнадцать лет. Для всего нужно время. Давайте просто наберемся терпения, а то нам вечно кажется, что нужно все перестроить и реструктуризировать и только тогда все получится. На самом деле мы лишь шарахаемя из стороны в сторону, то есть не имеем системы. Хотя давно известно, что плохая система лучше безсистемья.

Nedo
Участник

Есть еще проблема в ментальности тренеров и руководителей ДЮСШ, в первую очередь, а также родителей. Сколько б красивых слов в интервью не говорилось, а у детей рулили и продолжает рулить командный результат. Потому что с тренера руководство спрашивает результат, родители способных детей уводят в команды где есть результат. И даже, если тренер и понимает, что игра в бей-беги это дно и никого он не подготовит с такой

Andre7
Участник

Согласен с автором. В элитном детско-юношеском футболе наводиться порядок (Академия АБФФ, академия Д.Брест), количество массовых фестивалей с каждым годом растет и это +, но из футбольной пирамиды просто выбита связующая прослойка (региональные ДЮСШ) и серьезных шагов к исправлению ситуации пока не просматривается. Одни разговоры.

Nedo
Участник

И даже, если тренер и понимает, что игра в бей-беги это дно и никого он не подготовит с такой игрой, он часто вынужден играть в такое, т.к. вокруг все требуют побед, плюс маленькая зарплата к этому и человеку становится все равно. Будем кое-как отбиваться с сильными, иногда цеплять очки, родители в восторге, руководство ДЮСШ скажет ну вот же можешь, молодец, и т.д.

Вот главное наше зло.

Но чтобы не быть голословным, есть варианты и что делать. Нужно заставить перестать играть в бей-беги хотя бы младшие возраста. По другому этот гордиев узел никак не разрубить. Это можно сделать запретами в правилах хотя бы для тех, кто играет на 1/4 поля. Например, запретить вратарю выбивать мяч с рук, при ударе от ворот запретить дальше половины поля выбивать мяч, при разводе запретить бить по воротам, запретить играть одной сменой бОльшую часть игры, все кто в заявке на игру должны сыграть примерно одинаково. В хоккее у нас это решили, кстати, 4 коротких периода, 2 периода играют одни две пятерки, следующие два другие пятерки и судьи все это контролируют.

Точно также можно и в футболе малышам сделать игру, например, в 4 коротких тайма, и заставить всех меняться равномерно. И вкладывать всем участникам детского футбола в голову постоянно, что идет подготовка игроков, а не все ради победы.

Еще можно отменить чемпионаты с местами лет до 10 хотя бы, как давно уже реализовано во многих Европейских странах.

Nedo
Участник

И еще надо пробить АБФФ вопрос, чтобы после их курсов любой желающий мог стать детским тренером, как это сделано в Европе. Там на энтузиастах держится весь их массовый спорт. Это какой-то бред, что тренировать маленьких детей, показывать как обводить фишки, можно только с высшим образованием. Много энтузиастов бы тренировало после основной своей работы вечером. Вот огромный резерв футбола, особенно, для регионов! При чем абсолютно бесплатный для государства.