Переход из юношеского футбола во взрослый. Как сохранить талантливых игроков

Никита_Герасимчик

Не секрет, что одной из главных наших проблем является переход игроков из юношеского футбола во взрослый. Каждый год мы теряем несколько десятков талантливых ребят — они заканчивают карьеру, так и не успев ее начать. Есть причины, которые не позволяют футболистам, завершившим обучение в ДЮСШ, СДЮШОРах, перейти на уровень выше, хотя по своему потенциалу это перспективные игроки.

В каждом случае эти причины разные: кого-то тренер не видит в основе, кто-то в данный момент проигрывает конкуренцию на своей позиции, кто-то погружен в учебу, а кто-то может просто влюбился… Между тем, продли мы этим игрокам жизнь в футболе и кто знает, как все повернется.

Как же сократить потери при переходе во взрослый футбол? Ответ есть у бывшего футболиста ФК «Минск» Никиты Герасимчика, который 10 лет отдал тренировкам в любимом клубе, но так и не сумел преодолеть тот самый барьер перехода из юношеского футбола во взрослый. Никита уже 5 лет не играет, но остался преданным фанатом своего вида спорта, болеет, переживает и думает, как помочь осуществить мечту тем, кто так близок к ее воплощению, но может остаться ни с чем.

Его идея заключается в интеграции первенства молодых футболистов в соревновательную систему белорусского футбола.

Идея

Повысить конкурентоспособность спортсменов, играющих за дублирующие составы или по другим причинам не проходящих в основной состав команд высшей лиги. При такой системе (см. “Предложение”), молодой игрок, условно 17-летний футболист ФК “Минск”, сможет получить опыт выступления в турнире дублеров (первый сезон), опыт в Д3 (второй сезон), если повезет, опыт в Д2 (третий сезон). Таким образом к 19-20 годам у нас появиться более зрелый футболист, знакомый с реалиями чемпионатов страны, готовый усилить свою команду в Д1 или заинтересовать команды первой/второй лиги и осуществить трансферный переход.

Предложение

Осуществить возможность выхода команд из чемпионата дубля во вторую лигу, с возможностью выхода в первую. Сделать из молодежного первенства условный Д4, по итогам которого команды будут иметь возможность попасть в первую профессиональную лигу Беларуси. Клубы, у которых есть дубль, не будут иметь никаких дополнительных финансовых затрат в первом сезоне запуска обновленной системы, так как команды будут по-прежнему играть в чемпионате дублеров и ездить по Беларуси вместе с основной командой.

Почему

Во время перехода из юношеского в профессиональный спорт в клубах, у которых большие спортивные школы (ФК “Минск”, “Динамо-Минск”, “Динамо-Брест” и др.), часть игроков просто пропадает. Это происходит в случаях, когда футболист перерос уровень дубля, но еще недостаточно готов к выступлению за основную команду. Таким футболистам приходится, в лучшем случае, уходить в аренду или вообще искать себе новый клуб из Д2 или Д3. С помощью моего предложения можно увеличить привлекательность выступления за вторую команду (это уже не просто дублирующий состав). Теоретически можно увеличить интерес к Д2 и Д3 за счет притока молодых футболистов. Большие клубы с футбольными школами не будут вынуждены расставаться со своими воспитанниками, потому что у молодежи будет возможность расти и получать практику, выступая за свой клуб. По сути мы создаем условия, в которых игрок получает дополнительную практику на более серьезном уровне, чем тот, который дает ему чемпионат дублеров.

Аналог

Примером подобной системы может служить ФНЛ (Россия, первый дивизион), где в сезоне 2019/2020 играет вторая команда московского “Спартака” — “Спартак-2” и команда ФК “Краснодар-2”. В ПФЛ, группа ЮГ (Россия, третий дивизион), играет также ФК “Краснодар-3”. Ранее, в предыдущем розыгрыше чемпионата из лиги вылетел “Зенит-2”.

Трудности / слабые стороны

Финансирование. Как это скажется на тратах клубов (дополнительные траты на выступление команды в Д3)? Если будет реализована инициатива разделения команд в Д3 по группам/регионам (исходя из опыта Италии, Серия Д и С), то содержание второй команды, пошедшей на повышение из молодежного первенства в Д3, может получиться дешевле, так как не нужно будет ездить по всей стране. Оставшиеся средства можно будет направить в фонд заработной платы, чтобы дополнительно повысить привлекательность выступления за вторую команду.

Возможности

  1. Увеличение количества качественных молодых футболистов для клубов высшей лиги и юниорских сборных.
  2. Увеличения внимания аудитории к Д2, Д3, молодежному первенству.

Что вы думаете по этому поводу? Возможно у вас есть другие предложения. Ждем обратную связь в комментариях.

Войти, чтобы оставить комментарий
3 Темы
3 Ответы
3 Читают
 
Лучший комментарий
Горячая тема
3 Авторы
Виктор ГончаренкоФеофанАлександр Лось Последние 5
свежие с начала популярные
Александр Лось
Участник

)Какой опыт юный футболист может получить в Д2 а тем более Д3,играя на огородах,с любителями???В 17-18 лет нужно играть в футбол, а не бегать по полю,в условных Осиповичах,ожидая, что какой нибудь 35 летний Вася Пупкин поставит крест на дальнейшей карьере юного футболиста,которая по большому счету еще и не началась.Для,дальнейшего развития и перехода юного игрока во взрослый футбол 1)Нужно определиться самому молодому человеку,и поставить цель стать высококвалифицированным футболистом и приложить для этого определенные усилия,2)Должна быть выстроена структура в самом клубе,начиная от юношеских команд и заканчивая главной,тренера всех возрастов работают сообща,отслеживая перспективных ребят и подводя их подготовленными к первой команде,а не ждать когда ктото ,,выстрелит,, и молиться на него,гадая заиграет или нет в будущем,это касается и сборных разных возрастов.Хочется увидеть большую заинтересованность руководителей клубов,в развитии собственных воспитанников,обучении тренерского состава и понимании , что только при должном финансировании,вложении средств в детско-юношеский футбол,будут результаты.

Виктор Гончаренко
Участник

Хорошо, конечно, что Никита думает, как помочь осуществить мечту другим юным футболистам. Только его предложение не поможет решить эту проблему. Такие попытки уже делались в некоторых клубах, в том числе и в нашей стране. С целью повышения уровня соревновательной подготовки дублирующие составы или молодежные команды переводились в низшие лиги взрослых чемпионатов. Однако после этого приоритеты почему-то менялись. Вместо стремления развивать молодых, как не странно, появлялся интерес повыше подняться в турнирной таблице или выйти в лигу рангом выше. Для достижения этого возникало стойкое стремление усилить команду более опытными игроками и, естественно, об интересах молодых игроков тут же забывали.
Более того, проблему перехода игроков из юношеского футбола во взрослый, как это ни парадоксально, нужно решать не на этом этапе. В 16-19 лет делать это уже поздно. Как и в любой области для начала нужно понять в чем причина проблемы. Почему юные футболисты не могут сделать этот самый важный шаг? В чем корень проблемы? Понятно, что есть индивидуальные причины, но в нашей стране полно общих, как принято выражаться, системных ошибок.
Например, каков истинный уровень технического мастерства наших юных футболистов? За весь более чем десятилетний путь в юношеском футболе они должны пройти через различные стадии технического развития. Например, к двенадцати годам юные футболисты должны овладеть базовой техникой. То есть, уметь выполнять все виды технических приемов в движении, но без сопротивления. Многие дети владеют этими умениями? Со всей ответственностью могу заметить, что у нас их катастрофически мало. Сам дети ли виноваты в этом? Или в первую очередь вина лежит на тех специалистах, которые должны были их обучить? Вопрос скорее риторический. Зато возникает следующий – какое количество тренеров в стране обладает достаточным уровнем квалификации?
Возвращаясь к техническому мастерству, следует отметить, что в возрасте перехода во взрослый футбол, необходимо обладать уже динамической техникой, то есть выполнять все виды технических приемов в максимальном темпе и при максимальном сопротивлении. Какие шансы овладеть этим уровнем мастерства, если юный футболист не освоил еще предыдущий уровень? Понятно, что нулевые.
Это мы затронули только технику. А есть еще куча других составляющих. Примерно также дела обстоят с тактическим обучением, физической подготовкой и психическим развитием. У нас очень многие тренеры и руководители футбольных организаций превыше всего ставят сиюминутный турнирный результат. Попросту говоря, хотят выигрывать матчи, турниры, первенства и чемпионаты, думая, что это главное мерило успешности их работы. И не придерёшься ведь, это же футбол, то есть спорт. Оно то так и есть. Только вот готовить команды и выращивать футболистов это две абсолютно разные вещи. Когда тренеры гонятся за командным результатом, то зачастую пренебрегают принципами обучения. Например, форсируют физическую подготовку. Чаще проводят тренировки, увеличивают их продолжительность, переходят на двухразовый режим. Вроде и здесь все логично. Только давно известно, что в области физического развития больше не значить лучше. Принцип – чем больше нагружу, тем будет лучше – не работает. Есть понятие сочетания нагрузок и их направленности. Физподготовка — это не арифметика, здесь зачастую больше означает хуже. Физиологические механизмы не обманешь.
В тактической подготовке тоже не все так просто. Здесь также нужно пройти обучение от А до Я, а не как заблагорассудится. Если вовремя не научить футболистов индивидуальной тактике, то есть умению действовать один в один в атаке и обороне, то нет никаких шансов, что они будут уметь играть в грамотный футбол в составе команды. Поскольку командная тактика — это мозаика, собранная из групповых взаимодействий, которые в свою очередь состоят из индивидуальных действий. А будет тренер, нацеленный на сиюминутный результат, тратить время на обучения индивидуальным, а потом групповым действиям? Нет. Он расставит футболистов по точкам и начнет их обучать передачам, ему же надо быстрее обыгрывать соперников. Вот мы снова вернулись к технике, а точнее к последовательности технического обучения. С чего большинство тренеров начинает обучать детей? Какое техническое действие в подавляющем большинстве футбольных школ изучают первым? Передачи. А это правильно? Ни в коем случае. Да, футбол — это игра в пас. Без этого никуда. Но какие футболисты ценятся больше всего? Разве Месси, Роналду и прочие кумиры миллионов выделяются из всех остальных умением выполнять передачи? Или может умением обыграть несколько соперников подряд и забить гол в ситуации, когда это другим не под силу? Отсюда возникает вопрос – можно научить юного футболиста обводке, если мы начинаем это делать после того, как мы научили его отдавать пас? Будет ли он способен взять на себя ответственность и решиться на обводку, когда мы научили его отделываться от мяча? Конечно, нет. Особенно если мы вспомним, что тренер, нацеленный на сиюминутный результат ни за что не позволить игроку вступать в обводку, особенно на своей половине поля. Это же риск, который может привести к потере мяча и голу в собственные ворота. Поэтому такой риск с его точки зрения недопустим. Так как тогда научить футболистов тому мастерству, которое делает из обычных игроков истинных звезд? Может быть по этой причине в нашем футболе мало осталось тех, кто обладают непревзойденным дриблингом и обводкой? О проблемах и недостатках технической, тактической и физической подготовки можно говорить долго. Но есть еще психологическая подготовка. Здесь дела обстоят еще хуже. Много в нашей стране юных футболистов, которые любят товарищеские и официальные матчи в конце недели? Почему так произошло, что подавляющее большинство боится их до смерти и вместо радости от игры испытывает жуткий стресс? Наверное, потому что все те, кто требовал от них результат с самых первых дней в футболе забывали, что подготовка футболиста — это постепенный и последовательный процесс. Здесь, как и в любой другой области невозможно начать с конца. В математике ведь не начинают с интегралов, а только потом изучают таблицу умножения. Почему тогда в футболе мы начинаем с того, к чему нужно прийти в конце? Вначале нужно научить любить этот вид спорта. Потом научить умению тренироваться. Затем заняться всесторонним развитием, которое невозможно без права на совершение ошибок. Дальше нужно научить умению соревноваться. И только в конце обучить способности побеждать.
Отдельно стоят проблемы соревновательной деятельности. И самая главная из них заключается в том, что наиболее одаренные футболисты, опять же в угоду результату, проводят за сезон гораздо большее количество матчей, чем это допустимо. Особенно остро эта проблема ощущается как раз-таки к моменту их перехода во взрослый футбол. Поскольку для достижения так необходимого некоторым результата их начинают задействовать за все команды подряд. За свой возраст в юношеском первенстве, за дубль, за сборные и т.д. Некоторые юные футболисты за сезон проводят до 70 матчей, при норме 30. Не удивительно, что к моменту перехода во взрослый футбол из них уже выжали все соки, да еще из-за чрезмерных нагрузок появились проблемы со здоровьем.
Так что проблема носит гораздо более глубокий характер, нежели просто формат молодежного чемпионата.

Феофан
Участник

Тема изъезжена уже вдоль и поперек.
Только по факту прочтения у меня возникли вопросы как к Никите Герасимчику, так и к Виктору Георгиевичу Гончаренко.

Никита, есть примеры конкретных игроков, прошедших дубль, третью и вторую лигу и заигравших в нашей вышке? Сколько лет для этого должно пройти? Не засохнет ли наш условный Мбаппе, пока будет на периферийных кочкодромах ноги калечить? Если парень перспективен и талантлив, разве не может он сегодня напрямую попасть в клуб высшей или первой лиги? Если футболист «перерос уровень дубля, но еще недостаточно готов к выступлению за основную команду», то он как раз и ищет себе команду в Д1-Д2, ведь так? А почему не готова наша молодежь сразу брать быка за рога?

Виктор Георгиевич, все сказано верно, по сути даже слова против сказать нельзя, только ведь все это ОЧЕРЕДНАЯ теория и перелив из пустого в порожнее. У Вас огромнейший опыт работы с юношами в нашей стране. Вы 4 года вели сборную парней 1996 года рождения. Выходили с ней в элитный раунд ЧЕ. Есть ребята (Щербицкий, Павловец, Шевченко), имеющие контракты с клубами вышки.
А что остальные? У многих не получилось зацепиться даже за высшую лигу РБ, не говоря уже про зарубежье… Тараканов в Сморгони, Голенко в Нафтане, Валынец в Барановичах, Костючик в Пинске, Богуш в Молодечно, Чмыриков в Светлогорске. Видели ли они тогда свою карьеру именно такой? Почему ни у кого не получилось засветиться и заиграть хотя бы на среднеевропейском уровне?

Вы работали в Минске, в Динамо, в ФШМ, были замом техдиректора федерации. Во времена работы в АБФФ говорили: «будем работать с клубами и разъяснять ситуацию». Интересно понять, о чем шел тогда разговор, БЫЛА ЛИ РАБОТА С КЛУБАМИ, в чем она заключалась, как это восприняли школы клубов? Ведь мы ни к чему в итоге не пришли и имеем то, что вчера. Ведь в очередной раз повторяя то, что для тренеров важен сиюминутный результат, что парни не обладают к 12 годам начальной техбазой, ни вы, ни кто-то другой не называете конкретные клубы и конкретные фамилии. Так почему эта проблема существует? Не потому ли, что эти люди до сих пор работают тренерами, а вы, работая в АБФФ, конкретно не говорили с этими людьми?

«…возникает следующий – какое количество тренеров в стране обладает достаточным уровнем квалификации?»
Так ведь в том числе и Вы, являясь вторым человеком в техдепартаменте федерации, организовывали и проводили курсы в АБФФ, среди слушателей там сплошь известные бывшие игроки нашей страны, получается, речь идет о них?

«Или в первую очередь вина лежит на тех специалистах, которые должны были их обучить?»
Правильно я понимаю, что не те люди стали тренерами, но они закончили курсы в АБФФ? А кто отвечал за организацию курсов и семинаров по подготовке специалистов согласно системе лицензирования тренеров? Не технический ли департамент АБФФ?

«У нас очень многие тренеры и руководители футбольных организаций превыше всего ставят сиюминутный турнирный результат».

Так оно и есть. Так какая работа в этом отношении проделана, например, со школой Шлойдо? Она ближе всего к кабинетам федерации, в окно можно смотреть и видеть тренировочный процесс команд. Ведь вот это

«когда тренеры гонятся за командным результатом, то зачастую пренебрегают принципами обучения. Например, форсируют физическую подготовку»

в полной мере относится к Шпакову, Алексиевичу, Комоске. Разве не так? Разве они учили вот этому

«если вовремя не научить футболистов индивидуальной тактике, то есть умению действовать один в один в атаке и обороне, то нет никаких шансов, что они будут уметь играть в грамотный футбол в составе команды»
?

Разве кто-то из федерации пришел к Шлойдо и указал ему на те недостатки в работе тренеров, о которых Вы рассказываете в своем комментарии выше? Если федерация не могла и не может влиять на работу тренеров в клубах, то какую смысловую нагрузку вообще несет академия АБФФ? Отобрать лучших среди худших? Или собрать блатных детей? Или тренеров? Собрать детей, которые ЕЩЕ хотят играть и учиться сами (и их папы тоже)? Но некоторые из них не обучены и не обладают даже элементарными техническими навыками! И чем вынуждены заниматься тренеры в Академии? Учить мяч останавливать и обрабатывать одним, а не двумя-тремя касаниями?

«Какое техническое действие в подавляющем большинстве футбольных школ изучают первым? Передачи».
В 90% школ именно так и есть. Некоторые с 8 лет на третьего учат играть. Поэтому нас всех сегодня удивляет узбек у Юревича и кореец у Гуренко. А мы уже привыкли к Лаптеву и ждем от него мяч за сборную, как манну небесную. Но позвольте спросить: почему федерация не делала и не делает ничего в этом направлении?

И последнее. В начале прошлого года под статьей Сергея Ковалева Вы в комментарии привели конкретный пример слов Домерга и попросили подождать. Мол, система работает, нужно набраться терпения. Сегодня в академии АБФФ остался Владимир Корытько. Старожилов, в том числе и Вас, там уже нет. О причинах ухода спрашивать нетактично, попробую по-другому: а какой опыт у Корытько есть сегодня для того, чтобы организовать работу с «лучшими и талантливыми» (кавычки обязательны) парнями нашей страны? Потянет ли он эту работу? Неужели не нашлось человека, у которого Владимир может поработать замом, чтобы понять, окунуться, а потом возглавить? Ведь каждый год у нас одно и то же… Одни и те же грабли… :(

Виктор Гончаренко
Участник

Вы хотите, чтобы я держал ответ за весь наш детско-юношеский футбол? Что ж меня это не пугает. Постараюсь ответить на большинство ваших вопросов. Не потому, что у меня нет ответов на все из них. Просто, во-первых, вы назадавали мне их столько, что для ответов нужен несколько другой формат нежели комментарий. Во-вторых, на некоторые вопросы я не буду отвечать по этическим соображениям. В-третьих, я реально далеко не на все мог влиять в нашем футболе, как бы мне этого ни хотелось, а теперь тем более не могу.
Начнем по порядку. Естественно, как я на должности заместителя директора технического департамента, так и мои непосредственные руководители, мы понимали глубину проблемы. Причем считаю очень важным фактором, что тогдашнее руководство федерации не пыталось делать вид, что проблемы не существует.
Нами был разработан план действий, который включал четкое описание сути проблемы и самое главное конкретные шаги по ее устранению. Он состоял из таких разделов как:
Направление 1. Детско-юношеский футбол.
Составляющая 1. Уровень квалификации тренеров.
Составляющая 2. Качество учебно-тренировочного процесса в футбольных организациях страны.
Составляющая 3. Уровень детско-юношеских соревнований.
Составляющая 4. Проблема нацеленности на сиюминутный результат.
Составляющая 5. Материально-техническая база.
Составляющая 6. Низкая массовость.
Направление 2. Институт сборных команд.
Составляющая 1. Роль «Академии футбола АБФФ» в качестве базы для формирования юношеских и юниорских сборных страны.
Составляющая 2. Селекция.
Составляющая 3. Инфраструктура.
Мы достаточно тщательно проработали этот план и приступили к его реализации. Самым важным и первым шагом была реорганизация курсов по подготовке тренеров в АБФФ. Не буду здесь вдаваться нюансы затеянных изменений. Тем более, что с легкостью можно найти интервью Шуканова Ю.В., где он подробно все объясняет. Отмечу, что первое время мы, естественно, столкнулись с откровенным недовольством со стороны всех тех, кто не хотел учиться и работать по-новому. Однако, в последствии и до сих пор получаем благодарности от многих футбольных специалистов за то, что поменяли их сознание. К тому же мы получили положительную оценку наше работы со стороны УЕФА. Чтобы не быть голословным приведу выдержку из выводов, которые были отображены в последнем при нас с Шукановым отчете представителей УЕФА, контролировавших курсы: «…многое изменилось и улучшилось в Программе обучения тренеров в АБФФ. Новый директор по тренерскому образованию Юрий Шуканов пытается организовать процесс в соответствии с последними рекомендациями УЕФА. Он изменил дизайн и концепции. Во время этого визита мы наблюдали позитивные изменения и прогресс. Обучение инструкторов и преподавателей по-прежнему является одним из основных приоритетов. Для всех нововведений требуется время и пространство для адаптации и эффективной реализации».
Отдел массового футбола получил новую жизнь. Было запущено огромное множество проектов по увеличению числа занимающихся футболом в стране.
Была разработана система юношеского первенства РБ с целью повышения уровня конкуренции и оптимизации эффективности соревновательного процесса. Внесены конкретные предложения Министерству спорта по реорганизации спартакиад и областных соревнований.
Отдельно хочу отметить проект «Академия футбола АБФФ». Не потому, что я им руководил. Тем более, что в его успешной реализации была далеко не только моя заслуга. Однако, без ложной скромности могу отметить, что вместе с реорганизацией тренерских курсов «Академия футбола АБФФ» была визитной карточкой нашей работы. Тем более, что ни одно направление работы федерации не контролировалось со стороны УЕФА так тщательно. Хотя бы потому, что контроль осуществлялся лично начальником отдела развития футбола УЕФА Ж-Ф Домергом, и график его посещений был достаточно плотным. Он приезжал с недельными контрольными визитами каждые полтора месяца на протяжении четырех лет. При такой жесткости контроля нам удалось не просто успешно запустить академию. Мы добились таких успехов, что на многих семинарах УЕФА ставило нашу ассоциацию в пример другим европейским федерациям. Может быть я позволю себе излишнее, но открою маленький секрет. У господина Домерга есть система оценки уровня развития футбола, в которой он по различным критериям делит все европейские страны на три цвета. Зеленый – отличный уровень развития футбола, желтый – удовлетворительный и красный – неудовлетворительный. В позапрошлом году он показал мне свой отчет, который периодически готовит для УЕФА и подчеркнул, что в первую очередь благодаря успешной работе академии мы попали в число всего лишь восьми ассоциаций, которые удостоились зеленого цвета. Подчеркну восьми из пятидесяти пяти.
Мы строили далекоидущие планы и в процессе борьбы с работой на сиюминутный результат в детско-юношеском футболе. По этому поводу у меня даже есть восьмистраничный документ или скорее статья. Мы начали вести разъяснительную работу, приводили в пример команды нашей академии, которые на тот момент достаточно успешно выступали с турнирной точки зрения, но мы никогда не ставили такие задачи нашим тренерам. Более того, я уверен, что они не дадут соврать, что мы зачастую их даже ругали, когда замечали, что они начинают излишне задумываться об этом самом результате. Мы на всех семинарах и прочих форумах постоянно отмечали, что главная задача академии заключается в подготовке игроков для различных сборных страны, а не в выигрыше тех или иных соревнований. На самом деле, вместе с технических директором Альшевским К.П. мы всегда имели затруднение с ответом на вопрос по поводу того, какие места занимают те или иные наши команды, потому что никогда не этом не зацикливались.
При подготовке юных футболистов мы никогда не форсировали физическую подготовку. Напротив, мы следовали не только нашим пониманиям в этом вопросе, но и рекомендациями УЕФА. Поэтому наши команды никогда не работали в двухразовом режиме. Мы регулярно соблюдали график выходных и каждые две недели отпускали детей на два дня домой, а также на все праздники и каникулы. Тем не менее, все это позволяло нам развивать их достаточно успешно. Чему свидетельствуют не только упомянутые турнирные результаты, но и более объективные показатели различных тестирований. А самый главный факт в подтверждение моих слов – на те времена до 60% численного состава различных юношеских сборных составляли воспитанники академии. Причем со всей ответственностью могу заявить, что это происходило не из-за того, что их туда искусственно кто-то тянул. Убежден, что никто не сможет доказать обратное.
Короче, считаю, что наш план развития детско-юношеского футбола достаточно успешно реализовывался до того момента пока нас не попросили освободить занимаемые должности. Почему это произошло? Могу лишь только догадываться. За Альшевского и Шуканова я вообще не вправе отвечать, лучше спросить их самих. По поводу себя могу лишь сказать, что когда меня в 2018 году попросили оставить должность заместителя технического директора и объявили о непродлении контракта руководителя «Академии футбола АБФФ» в 2019 году (как впрочем и на протяжении всей моей работы в АБФФ с 2015 года) никто не из руководителей АБФФ не предъявлял мне претензий по поводу моей работы. Более того, если с предыдущим руководящим составом периодически проводились совещания, в ходе которых я отчитывался о работе академии, то за весь 2019 год никто из высших должностных лиц АБФФ ни разу у меня не поинтересовался о том, как обстоят дела в академии или в федерации в целом. Мне не очень этом понятно. Тем более, что я занимал в АБФФ достаточно солидную должность и выполнял несколько существенных функций. Являлся заместителем директора технического департамента, руководил академией, был преподавателем, инструктором, членом экзаменационной и аттестационной комиссии на тренерских курсах, а также техническим наблюдателем УЕФА на турнирах развития. Мне всегда казалось, что при желании уволить с должности специалиста ему должны предъявить претензии и дать возможность в свое оправдание высказать свое видение. Что ж, может мне не высказали претензий из вежливости?
Давать оценку работе Корытько не буду в принципе. Во-первых, считаю это неэтичным. Во-вторых, кто-то ведь может обвинить меня в необъективности ввиду того, что человек фактически сменил меня на посту руководителя академии, хотя его должность по каким-то причинам назвали по-другому. Одно скажу, что любой специалист должен обладать обширными знаниями в своей сфере, навыками, которые позволяют на практике реализовывать эти знания, а также личностными качествами и должным отношением к своей работе и коллегам, и самое главное опытом. Я категорически не согласен с тем, кто считает, что для того, чтобы стать тренером, а тем более руководителем футбольной школы, клуба или федерации и пр., достаточно лишь карьеры футболиста.
Напоследок отмечу, что за десять лет работы под руководством Шлойдо И.М. я ни разу не получал от него наставлений по поводу того, что мне нужно выигрывать матчи и чемпионаты любой ценой. За все эти годы он никогда не стучал по столу перед тренерами во время проведения еженедельных педсоветов с требованием турнирного результата. Убежден, что он не делал этого и в своем кабинете с кем-то из тренеров тет-а-тет. Более того, буквально две недели назад я обсуждал с ним тему сиюминутного результата в детско-юношеском футболе и увидел только взаимопонимание в этом вопросе.

Феофан
Участник

Виктор Георгиевич, признателен Вам за ответ. Честно, не ожидал. Обычно тренеры и функционеры, высказавшись здесь один раз, к дальнейшему диалогу просто не готовы. Не комментируют, не отвечают, хотя, уверен, читают то, что пишут о них и в их адрес.

Теперь к сути. Я нисколько не сомневаюсь в том, что вы с Кириллом Альшевским достаточно компетентны в вопросах развития детско-юношеского футбола. Только есть много «но»…

Во-первых, вопросов с моей стороны было не очень много. Если быть точнее, все они сводились к одному: так а где же итоги работы? Кто из ваших и не только подопечных заиграл хотя бы во второй лиге Словакии, Чехии, Польши? Ведь не сомневаюсь, что цели были высокими?

Во-вторых, я прекрасно понимаю, что Вы не склонны отвечать на все удобные и (или) не очень вопросы. Это вполне объяснимо. Только в сегодняшней системе все такие. Никто не готов вредить себе в будущем.

В-третьих, да, не скрою, мне реально хотелось и хочется, чтобы люди именно с таким опытом и знаниями занимались и несли ответственность за детско-юношеский футбол в этой стране. Черт возьми, ну не потопляемый же Пигулевский и иже с ним будут это делать? Но кто тогда?
Про понимание проблемы, разработку плана действий все ясно. Дальше возникают вопросы.

Думаете, нам, простым болельщикам, невдомек, как оценивают функционеры УЕФА работу той или иной федерации? Тот же Чеферин в прошлом году пел дифирамбы Базанову, хотя последний на посту был условно неделю и полтора часа. Вы же понимаете, что это все дежурные комплименты, не более того.

Теперь про Домерга. Вы об этом?

https://ru.uefa.com/insideuefa/news/newsid=2638619.html

Смотрю на ростеры национальных сборных этих четырех стран и не понимаю, о ком из наших говорил Домерг:

«После запуска программы в сезоне 2014/15 по 40-50 талантливых юных футболистов в этих странах обучались в специальных академиях. Из них 60-75% впоследствии играли в юношеских сборных U15, U16 и U17, кто-то подписал профессиональные контракты. Часть продолжает карьеру в клубах Бельгии, Болгарии, Италии, Сербии и Словении».

Про зеленый уровень оценки работы Академии тоже ясно. Там работы был непочатый край. Убежден, что было очень сложно. И то, что вы проделали огромный пласт работы, подтверждается уже сегодня. Когда сегодняшняя Академия по сравнению с Вашей, как академия Динамо Минск (а ведь кроме слова «академия» там нет ничего и не было никогда) и Атлетико Мадрид. Я серьезно, потому что знаю об этом не понаслышке. С учетом сегодняшних денежных отношений между клубами в части компенсаций за воспитанников, когда клубы совершенно не хотят отдавать парней в Академию, стало намного «веселее». И перспектива у Академии сегодня просто никакая. Касаемо работы на результат в Академии в вашу бытность тоже не сомневаюсь. Ее не было, как таковой. Только где результат?

Что стало с игрокам после выпуска из этой академии? Они вернулись в клубы и растворились? ПОЧЕМУ?

О рекомендациях клубам. Не сомневаюсь, что Вы на семинарах говорили тренерам клубов о том, что результат вторичен. Только как это им втолковать, если ВЕЗДЕ перед тренерами районных команд со стороны их же районных властей говорится одно (почти дословно):

«МЫ ВЫДЕЛИЛИ ГРОШЫ, ЯКОЕ МЕСТА ТЫ ЗАЙМЕШ? Мне перед рукаводствам района адчитвацца».

Так ладно эти районы, ведущие школы Минска чем занимались и занимаются?

О массовом футболе. Безусловно, отличное начинание, вот только оценить его практически невозможно. Ни в денежном, ни в каком-либо ином выражении. Сколько малых после этих фестивалей пошли заниматься футболом? Кто может пойти в Трактор к Кендышу, у которого вместо поля даже не кочки, а траншеи? Статистика есть? Нет. А как еще оценить любое начинание в сегодняшних условиях?

Многим интересно прочесть о том, почему у Вас с Шукановым не получилось у Мурашко. Вроде был карт-бланш? Или нет?

Касаемо того, почему Вас УШЛИ из Академии, ничего не знаю. На мой скромный взгляд, причины ДВЕ, и я не открою Вам Америки.

Первая. Как говорил известный персонаж «Свадьбы в Малиновке»: «опять власть меняется». Но не только в этом дело. Результатом можно затмить любых власть имущих. Только ведь его не было. Поэтому возникла вторая: кое-то посчитал Вас (как и Шуканова) очередными прохиндеями. Мол, Вы прилипали к хлебным местам, а толку мизер. Поставим на это место своих, от них тоже толку никакого, но они не будут елозить мозг и будут отдавать честь даже в 4 утра.

Про Корытько. Я уважаю Владимира как футболиста. Там мысли вагон. И понятия не имею какой он руководитель или тренер. Хотя нет. Видел товарняк с эстонцами на Тракторе. Он выбирал. Начал тихо, а потом перешел на крик. Потому что некоторые сборники мяч не могут остановить, не знают, что такое забегание за спину и прочее. Но не его в этом вина. Он технарь. А некоторые пацаны на поле — топоры.

И по Шлойдо. Несмотря на все его понимание процесса (по Вашим словам в его защиту) и пение ему дифирамбов. Вы после ТОГО не пошли работать к нему. Хотя имели возможность выбирать. ПОЧЕМУ? Потому что четко понимаете расстановку на сегодняшнем футбольном поле и около него. Я его тренеров знаю по матчам малых на первенстве Минска. И пьяными некоторых тренеров видел на турнирах, и то, как папы матчами руководят, как мамы по бровке бегают, как физически крепкие по детям выносят соперников по 25-0, а через 5-7 лет или заканчивают, или начинают сливать тем, кому швыряли «вчера» по 25 прямыми ударами с центра четверти, на которой играли. Даже с окон федерации все видно, но никто там не хочет признать очевидное.

Был такой Пинчук. Он рискнул и решил сделать свое. Но не понял, что вышел из «СИСТЕМЫ». Его сегодня ДАЖЕ уважаю за мнение, за возможность что-то изменить, хотя по сути там 0,1 по однобалльной шкале. Никто не решится на такой путь, потому что это дорога в никуда. Вы же прекрасно знаете истории многих детских тренеров у нас, которые просто стали неугодны…

Виктор Гончаренко
Участник

Возможно, в вашем понимании вопросов немного, но если подробно отвечать на каждый, то нужно не менее пары страниц машинописного текста на каждый. Это точно не формат комментария. Тем более, что я не люблю давать поверхностные ответы, поэтому и вынужден опускать некоторые вопросы.
Про итоги моей работы, надеюсь, еще говорить рано. На пенсии буду их подводить. Если же серьезно, то промежуточные могли бы, конечно, быть и лучше. Оправдываться не буду, потому что сам не очень сильно ими доволен. Хотя голову пеплом тоже посыпать не стану. Во-первых, я не всегда понимал, что работа на сиюминутный результат — это зло. Начиная работать тренером, я, как и многие, слепо считал, что в победах и местах исчисляется успешность работы детского тренера. А как иначе, если вся система под это заточена уже давно? Прозрение пришло позже. Уже после того, как я отработал с двумя своими основными возрастами 1991-м и 1996-м. Я начал прозревать, работая в сборной. Как раз в те временя техническим директором или начальником отдела развития детско-юношеского футбола, как тогда называлась эта должность, был Шуканов. В долгих беседах и размышлениях о том, как развивать юношеский футбол и стало появляться осознание, что готовить игроков и команды две большие разницы.
Во-вторых, к сожалению, я, как и любой тренер, зависим от многих факторов. Можно достаточно хорошо выполнять свою работу, но есть еще объективные моменты. Например, уровень нашего футбола вообще. Тренировочный процесс может быть проведен качественно, но нужна еще соревновательная практика на должном уровне. Степень сопротивления и общий игровой уровень наших отечественных соревнований не всегда позволяет держать планку по международному стандарту. Другим существенным фактором является тот факт, что мы во многом условно являемся членами европейской семьи. Мы скорее пасынки, а потому наши футболисты имеют возможность заиграть в приведенных вами странах только, если будут на две головы сильнее родных сыновей европейского сообщества. Но даже при этом мне удалось подготовить двух футболистов уровня нашей национальной сборной, и я этим горжусь. Пусть они пока не добились с ней больших успехов, но я уверен, что все еще впереди. К тому же, мои воспитанники играли в чемпионате Бельгии, Сербии, Польши и испанской сегунде, а один еще до сих пор «пылит» в какой-то там по счету лиге Германии. Не бог весть что, конечно, но много вы знаете отечественных тренеров, воспитанники которых уезжали в Европу за последнее десятилетие? Так что, наверно, я не хуже всех. Хотя по-настоящему, кто может потягаться с Синякевичем, подготовившим Глеба и Братченей, который открыл футбольному миру Хацкевича и Белькевича? Поэтому еще раз подчеркну, что я не особо доволен результатами своей тренерской деятельности. Может быть поэтому и занялся другой работой.
Спасибо, конечно, что вы считаете меня с Альшевским компетентными хоть в чем-то. Отдельное спасибо, что реально желаете, чтобы люди именно с таким опытом и знаниями несли ответственность за детско-юношеский футбол, но снова «но»… И так будет всегда. Чтобы не было всяких «но» люди должны быть либо всемогущими, либо иметь достаточно времени, чтобы, если не закончить, то хотя бы развить начатое. Это то, о чем говорил Домерг во время одной пресс-конференции, когда приводил в пример Францию и объяснял, как страна добилась таких успехов в футболе. Там все начиналось в Клерфонтене с такой же академии как наша. Она до сих пор существует. Я там был. К слову, ПСЖ без вопросов отдает туда своих воспитанников, несмотря даже на то, что сам клуб имеет более качественные условия для их подготовки. На вопрос почему же они тогда отдают игроков в академию, спортивный директор проявил откровенное удивление и ответил: «это же национальная академия, как иначе». Кстати, Мбаппе является ее воспитанником этой академии и проходил обучения в то время, когда я там бывал. Уверен, что одна из причин того, почему у нас неизвестно еще когда начнут появляться игроки подобного уровня, заключается в том отношении, которое отовсюду проявляется к Академии футбола АБФФ.
Возвращаясь к Домергу, в упомянутой пресс-конференции он отметил, что мы, открыв академию, как и Франция в семидесятых годах, сделали всего лишь первый шаг. Дальше нужно время, последовательность и терпение. Чтобы добиться первого грандиозного успеха на мировой арене, а именно победы на ЧМ 1998 у Франции ушло 25 лет. За это время они открыли еще 20 академий подконтрольных федерации по всей стране. Мы же остановились на этом первом шаге. Вместе с Альшевским мы проработали всего лишь полтора года. Как вообще можно сравнивать эти сроки? Вы хотите, чтобы мы успели ликвидировать все «но» за такое ничтожное время? Кем, по-вашему, мы должны быть, чтобы за это время искоренить все проблемы нашего футбола, которые накапливались десятилетиями? Видимо, богами? Что ж мы не боги. Уж извините. Хотя, если честно, то считаю, что мы успели сделать достаточно много. Дальше, как по-Домергу нужно было время, последовательность и терпение. Вы не совсем меня правильно поняли. Зеленым цветом Домерг оценивал не работу академии, а развитие футбола в стране в целом. Или в нашем случае перспективу, которую он видел. Вы не сравнивайте его контрольные посещения с визитом Чеферина. Последний приезжал с предвыборным дежурным посещением, где нужно заручиться лояльностью, поэтому и принято всех называть друзьями. Домерг же приезжал нас чехвостить по полной. Он жил только в академии, питался вместе с детьми, совал нос в каждый уголок, посещал все тренировки (даже возраста, которые не относились к проекту), целыми днями находился со мной рядом и открыто высказывал свое мнение по всем аспектам, не стесняясь при этом в оценках. Он вообще человек предельно прямой, все называет своими именами. Причем это касалось не только тренеров или меня, но и вышестоящих руководителей. Он тесно общался со всеми и знал подробности и нюансы работы федерации. Ему хорошо было известно каковы наши планы, чего и как мы хотим добиться в плане развития футбола в стране. Потому мы и гордимся, что при нас он давал наивысшую оценку положению футбольных дел в стране. И поверьте, об этой оценке и ее критериях хорошо было осведомлено высшее руководство УЕФА, в том числе и Чеферин.