Тренеры «А1-Юниор» о тренировочном процессе и взаимопонимании в команде

А1 Юниор

В рубрике «Вопрос-ответ» тренеры детской футбольной школы «А1-Юниор» Дмитрий Шохалевич и Александр Кохнюк отвечают на вопросы Жанны Кравниковой о построении тренировочного процесса, а также говорят об аспектах, способных улучшить взаимопонимание между игроками.

— Как Вы выстраиваете тренировочный процесс?

Дмитрий Шохалевич: «Тренировочный процесс — это моделирование ситуаций или технико-тактических действий в футболе, плюс развитие физических качеств. Если брать для примера детей 6-8 лет, то их тренировка на 80% состоит из подвижных игр (с мячом или без мяча), повторяющих действия футболиста в игре и направленных на развитие ловкости, внимания, реакции на движущийся объект и прочее, а также узкоспециализированные упражнения. Очень важно в тренировке у самых юных футболистов поддерживать эмоциональный фон. Ребенок должен получать удовольствие от игр и упражнений, тем самым ребенку прививается любовь к футболу. Важно также помнить, что тренировка для детей в этом возрасте — это в первую очередь про удовольствие, а не про тяготы и лишения большого спорта!

Дмитрий Шохалевич
Дмитрий Шохалевич

С детьми среднего и старшего возраста процесс строится иначе. Мы работаем двухнедельными блоками и решаем на протяжении этого времени определенные задачи (физическое качество + технический элемент + тактическая подготовка). В начале каждой тренировки дети узнают тему тренировки и задачи, которые им предстоит решить. Обязательно развитие или поддержание одного физического качества, а также обучение, развитие или закрепление технического элемента и тактическая часть (индивидуальная тактика, групповая, командная). При планировании важно составить тренировку таким образом, чтобы все три компонента тренировки были связаны между собой и каждое последующее упражнение «вытекало» из предыдущего.

В конце тренировки мы спрашиваем у детей, какие задачи сегодня решались и с каким трудностями и в чем они столкнулись, обсуждаем варианты решений тех или иных ситуаций? Ну и конечно же, нельзя забывать, что дети — это не уменьшенная копия взрослых футболистов, и, соответственно, требуют другого подхода и отношения к себе!»

— Как улучшить взаимопонимание между игроками?

Александр Кохнюк: «Отвечая на этот вопрос, стоит отметить, что под взаимопониманием между игроками на футбольном поле мы понимаем успешность и вариативность решения игровых задач в группе. Важным условием является компетентность тренера, точнее сказать, насколько он (тренер) интересен детям, ведь наставник служит источником, в большей степени проводником для ребенка в мир футбола.

Способность усваивать и понимать тонкости игры во многом зависит от объема педагогических приемов у тренера. Необходимо учитывать навыки и умения группы, предлагая ту или иную задачу. Она не должна быть простой — ребенку скучно. Она не должна быть нерешаемой — ребенок теряет уверенность и интерес. Поставленная задача должна находиться в так называемой «зоне ближайшего развития», тогда ребенок сталкивается с одной стороны со знакомым, с другой стороны более сложным заданием.

Александр Кохнюк
Александр Кохнюк

Задача — это в первую очередь заманчиво и интригующе! Это вызов, побуждение к действию. Это поиск совместного командного решения (это постоянно остается игрой). Конечно же эмоции, радость и общее командное празднование по достижению результата с всеобщим «УРА»). Тренеру здесь отводится роль наблюдателя. Он понятно ставит задачу, напоминает про игровые приемы, предлагает свое решение. Но не навязывает, не играет в компьютерную игру, где его крик — это джойстик, приводящий в действие его футболистов. Он терпелив. Он признает то, что гений ребенка найдет выход. Тонко чувствует каждого и знает в какой момент и в какой форме появиться в игре.

Вариативность. Много подвижных игр, много игровых задач, игровых условий. Не забывая, конечно, о свободной игре.

Стоит отдельно выделить такое понятие как доступность. Детям важно понимать, о чем мы говорим с ними. Наблюдая за действиями первоклассных детских тренеров, мы стали разговаривать с детьми по окончанию тренировок. Задавать вопросы и слушать.

Тренерский авторитет. Но не по отношению к ребенку, речь пойдет о родителях. «Независимо от страны или эпохи любые родители считают своего ребенка лучшим. Поэтому в некоторых иностранных клубах и футбольных школах родители даже не имеют права напрямую общаться с тренером. Контактами между клубом и родителями занимаются подготовленные специалисты. Их (родителей) преследует мания результатов, которая является проклятием обучения молодежи». (Р.Левандовский — «Учиться быть лучшим.»).

Родитель принимает ребенка таким, каков он есть. Ребенок трансформирует это в уверенность и самостоятельность. Что также имеет значение в контексте «как улучшить взаимопонимание между игроками». Думаю, тут много можно говорить. Ведь футбол и каждая его составляющая — это вселенная у которой нет границ».

0 Комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии