Что ни в коем случае не должен позволять себе тренер? Мнение Романа Морозова

Роман Морозов

Сегодня в рубрике «вопрос-ответ» гостем Жанны Кравниковой станет Роман Морозов, тренер футбольного клуба «Минск», работающий с ребятами 2008 и 2011 годов рождения. Роман Александрович расскажет о том, что не должен делать детский тренер и как совмещать тренировки с учебой в школе.

— Что не должен позволять тренер по отношению к детям во время игры и тренировочного процесса?

— Начну с того, что тренер – это педагог, неоспоримый авторитет, очень значимая фигура в жизни каждого футболиста, особенно в детском возрасте. Если мы рассмотрим модель «тренер-ребенок» в дошкольном возрасте (3-7 лет), то здесь, конечно же, тренер не должен сделать ребенку эмоционально больно! Тренер не должен ругать за ошибки, не должен кричать на ребенка, не должен ограничивать его в действиях на поле, не должен загонять его ни в какие рамки. Тренер должен превратить для малышей игру или тренировку в праздник, чтобы каждый ребенок получил море положительных эмоций!

Если мы возьмем модель «тренер-ребенок» в младшем школьном возрасте (7-11 лет), то здесь уже контраст эмоций, получаемых ребятами в играх и тренировках, существенно отличается от предыдущего! Здесь тренер уже должен давать и отрицательные эмоции. 
Чего тренер не должен делать в играх и тренировках? Ни в коем случае тренер не должен применять грубость, нецензурную лексику в общении с детьми! Тренер не должен необоснованно критиковать игрока, ругать его за ошибки, не сказав или показав, как нужно было сделать или поступить в том или иной эпизоде! Даже если тренер и ругает игрока, делает замену по ходу матча, к примеру, то он должен объяснить игроку, в чем была его ошибка! 
Самое главное, тренер не должен показывать своё безразличие к детям, к работе, к сопернику, к коллегам!

В подростковом возрасте (12-15 лет) тренер не должен пренебрегать особенностями развития ребят в этом возрасте! Это быстрый рост, период полового созревания и многое другое. В этом периоде тренер должен безоговорочным авторитетом для детей!

— В старших классах очень остро встаёт вопрос совмещения тренировок и качественной учебы. Как лучше организовать процесс, чтобы ради футбола не пренебрегать школой?

— Такой вопрос встает не только в старших классах! В младших классах такой вопрос тоже довольно больной. Дети учатся в разные смены, а порой и в разных классах (третий или четвёртый, например). 
Еще одной головной болью для каждого тренера, помимо учебы детей в разные смены, является наличие доступной базы для тренировок. Очень часто тренер ограничен во времени, в которое можно провести тренировки из-за загруженности полей, зала, манежа и прочих мест проведения учебно-тренировочных занятий. И в этом случае тренер уже не смотрит на время окончания учебных занятий в школах, гимназиях, а назначает тренировку на время, которое у него может быть единственно возможным. 
Что делать ребенку (родителю) в этом случае? Я знаю немало примеров, когда родители переводят детей в другие школы. Иногда это связано с занятиями в другую смену. Иногда школа может быть территориально ближе к местам проведения учебно-тренировочных занятий. Есть моменты, когда футбольная школа может направить официальную бумагу в учебное заведение с целью отпросить ребенка с последних уроков!

Но во всех этих случаях каждый ребенок, родитель и тренер должен понимать, что знания и учеба – это крайне важно для будущего ребенка! Не умение бить по мячу, набивать 1000 раз, а именно светлая голова с хорошим объёмом знаний. 
Лично я в своей тренерской практике постоянно слежу за учебой своих воспитанников. За плохие отметки дети получают наказание, вплоть до лишения возможности тренироваться. Они должны осознавать значимость учебы, значимость каждой тренировки!

0 Комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии